Клаус Изеле (Klaus Isele)

Популярность Кубка Мира по боулдерингу растет невероятно быстро. В ежегодное турне вместе с такими суперзвездами, как Анна Штор, Дмитрий Шарафутдинов, Акио Ногучи и Алекс Пуччио отправляются помощники профессиональной спортивной команды - тренеры, менеджеры, доктора и физиотерапевты. Если, конечно, они есть в составе сборной.

К счастью, часто поддержку спортсменам на соревнованиях оказывают, не смотря на  национальные границы, чтобы убедиться, что соперничают действительно лучшие скалолазы, а не те, кто лучше обеспечен своей сборной.

Австрийский физиотерапевт Клаус Изеле хорошо известен среди спортсменов как человек, решающий проблемы. Последние пять лет он ездит на соревнования, чтобы оказать экспертную поддержку тем, кто в ней нуждается. Я часто видел этого парня в футболке команды Австрии, но никогда не обращал на него особого внимания, пока мой друг Джоэл Зерр (Joel Zerr), единственный мужчина, выступавший за американскую сборную на первых нескольких соревнованиях 2014 г., рассказал мне, что Клаус помог вылечить его ноющую травму пальца: «Очень сильно потянул за него, пока тот не щелкнул».

Все скалолазы, прочитавшие это, наверное, уже съежились. Я знаю, потому что сам так сделал, слушая Джоэла. Но это сработало. [Важно! Мы не рекомендуем повторять это самостоятельно. У Клауса большой опыт работы с травмами, поэтому он может, основываясь на своих знаниях, принять решение о том, какая манипуляция может помочь.] Месяц спустя Джоэл сказал, что с его пальцем по-прежнему все в порядке: «После лечения я смог жать активник и до сих пор это делаю без боли. Боль больше не возникает во время разминки. Палец все еще туго сгибается, но я думаю, что причина в зарубцевавшейся ткани. В целом, никаких проблем».

Травма Джоэла относительно не серьезная по сравнению с тем, с чем приходится иметь дело Клаусу. Немецкий спортсмен Йорг Верховен: «Когда возникают действительно серьезные проблемы, такие как переломы, он приходит посмотреть, что можно сделать, но делает это осторожно, потому что всегда на соревнованиях есть врачи, на которых лежит ответственность. Иногда врачей на месте нет. Клаус, чаще всего, именно тот, кто появляется первым».

Например, на Кубке Мира в Инсбруке в 2013 г. тяжелый перелом лодыжки был у Сабин Бачер. Клаус немедленно применил холод и сдавливающую повязку для предотвращения кровотечения в суставе, что позволило сделать ей операцию через несколько часов. Если бы кровотечение было сильным, то операцию пришлось бы отложить.

Менеджер австрийской сборной Хейко Вильхелм сказал, что кроме первой помощи Клаус также оказал Сабин нужную на первой стадии травмы моральную поддержку. Как говорит Хейко, моральная поддержка - ключевой фактор и огромное преимущество, которое получает команда, с которой путешествует Клаус: «Если произойдет что-то серьезное, у нас всегда есть человек, которому мы доверяем».

К счастью для Сабин, ее напарник и участник Кубков Мира, британский спортсмен Стюарт Ватсон также фантастический физиотерапевт. После того, как Клаус оказал первую помощь Сабин, Ватсон прекрасно позаботился о ней во время транспортировки, операции и восстановительного периода.

Какое официальное образование у Клауса? Он физиотерапевт и  дипломированный остеопат или доктор остеопатии. В Вене он постоянно изучает новые методы и проходит курсы фасциальной остеопатии (относительно новый метод), в том числе по шейному отделу позвоночника. Клаус приверженец ручных методов.

«В моей школе говорили, - вспоминает он, - что есть остеопаты с тремя пальцами, а есть остеопаты с десятью пальцами. Только 2% докторов остеопатии в США с 10-ю пальцами, и это то, чем я занимаюсь - пользуюсь своими руками, чтобы решать проблемы. Остальные похожи на обычных медиков, в том смысле, что они применяют только 3 своих пальца, чтобы сделать инъекции».

Мы спросили о том, какие распространенные среди скалолазов травмы он может вылечить и как быстро.

Клаус: «Если я понимаю, что спортсмену не угрожает никакая опасность, я сделаю все, что смогу до следующего раунда или до следующих соревнований, чтобы он смог лезть. Около 80% вывихнутых лодыжек можно вылечить должным образом за один сеанс, в том смысле, что человек сможет взять костыли и уйти. Эпикондилит (боль в локтях), в зависимости от обстоятельств, можно вылечить за 1-2 процедуры. Болезненным связкам с большой долей вероятности можно помочь за 1-3 процедуры, если они не надорваны. Доктора на жалобы в пальцах почти всегда говорят, что это проблемы с капсулами, у меня был этот диагноз, и это очень расстраивает, потому что они говорят отдыхать, отдыхать, отдыхать. Я думал, что можно улучшить, и начал изучать этот вопрос, так что я могу быть более уверенным в постановке диагноза и лечении».

Быстрое лечение звучит так, будто мечты всех скалолазов становятся правдой, но и как везде, важна цена.

«В условиях соревнований нужно реагировать очень быстро, но нужно быть уверенным в правильности лечения. Быстрое лечение может быть болезненным, зато потом травма пройдет намного быстрее. Я даю пациентам возможность выбора: менее болезненное, но более медленное лечение или более болезненное, но более быстрое. Нужно знать своего пациента и рассматривать худший сценарий перед процедурой. Спортсмены должны уметь терпеть боль. Если они позаботятся о своей травме, они долгое время не будут испытывать боли. В обычной практике, когда есть больше времени, легче применять безболезненное лечение».

Спортсменам, для которых главное - продолжить выступать в соревнованиях, часто не трудно потерпеть боль.

Верховен: «Главное - это помощь с небольшими ЧП. Есть 5 минут между боулдерингами, во время которых он делает все, что может, по-настоящему быстро, чтобы помочь скалолазам на соревнованиях. Иногда он ничего не может сделать, например, когда у меня была судорога ноги из-за того, что я пил слишком мало воды, и он никак не мог ее устранить».

В соревнованиях с несколькими раундами, по словам Верховена, помощь Клауса неоценима: «Боулдеринг может быть таким разрушительным, что вы полностью выжаты после одного раунда, могут быть потянутыми мышцы или другие проблемы, которые он сможет решить так, что вы полезете на следующий день. Иногда ваше тело перестает слушаться вас,  но он снова возвращает вас в строй».

Я спросил у Йорга, помнит ли он какие-то настоящие «Вау!» моменты.

Верховен: «Это всегда как «Вау!», потому что у вас проблемы. Главная работа Клауса - забота о своих спортсменах в поездках - до, во время и после лазания. Он делает массаж, заботится о травмах каждого и готовит к выступлению, а также ведет их во время раундов».

Австрийский чемпион Килиан Фишхубер говорит, что действительно каждый важен: «Когда мы видим, как кто-то травмируется, есть люди, которые стоят в нерешительности, и есть Клаус. Его не останавливают ограждения и национальные границы. Иногда мы говорим ему отойти и дать возможность другим сделать свою работу. Но он делает это из лучших побуждений. Он культивирует любовь к соперникам, и мы учимся этому у него».

Хейко добавляет, что в присутствии Клауса спортсмены чувствуют себя комфортнее: «После каждого раунда соревнований спортсмены могут расслабиться во время массажа или других процедур Клауса. Даже когда мы не на соревнованиях, Клаус всегда открыт для любых вопросов и жалоб. Он создает хорошее настроение в команде, а спортсмены лучше себя чувствуют, когда знают, что есть квалифицированный физиотерапевт, к которому они могут обратиться, если возникнут проблемы».

Клаус щедро возвращает комплименты: «Я так многому научился у моего хорошего друга Хейко! Когда он работает, нет перерывов или выходных, даже если это трехнедельная поездка в Азию. Если никто не лазит, он всегда думает о том, чтобы он еще мог сделать во благо спортсменов. Если я отношусь к своей работе серьезно на 100%, то Хейко это делает на 200%. Он всегда учил меня тонкости человеческих взаимоотношений и настоящему пониманию людей. У него определенно очень хорошо развиты аналитические способности».

Клаус вновь подтвердил свою репутацию в 2013 г. на этапе Кубка Мира в боулдеринге в Миллау, когда Чемпионка Австрии Анна Штор почти не смогла стартовать в финале.

Клаус: «Анна хорошо выступила в полуфинале, но после едва могла ходить. Я нашел проблемную зону внизу спины. Я хорошо изучил своих спортсменов, и знал, что она едва ли согласиться на жесткие методы. Скорей она будет рассматривать вариант выбытия из финала. На меня очень большое давление оказывало то, что Анна - обладательница общего Кубка! Я старался все делать очень нежно, и она смогла выступить и выиграть!»

У партнера Анны Килиана был похожий опыт: «Спасибо за поддержку, Клаус. Некоторые мои медали также и твои».

Два лучших в соревнованиях боулдерингиста на планете и многие другие приходят к одному мнению: физиотерапевт в команде - это огромное преимущество. К сожалению, у многих команд его нет. Австрийцам повезло во всех отношениях: у них есть физиотерапевт, и это - Клаус. Я спросил у Хейко, как Клаус начал работать с австрийской сборной.

Хейко: «Когда у нас появились деньги нанять физиотерапевта, я поговорил с некоторыми спортсменами. Для многих Клаус оказался хорошим другом и хорошим доктором, и я спросил у него, мог бы он представить себя в роли физиотерапевта сборной. Он сразу же воспринял это с воодушевлением, потому что он не только физиотерапевт, но и увлеченный скалолаз, а еще друг,  с которым вы можете прекрасно повеселиться».

Верховен часто путешествует и лазит со своей напарницей Катей Саурвейн и австрийской сборной, выражает похожие чувства: «Клаус невероятно мотивирован. Если он не на работе, его можно найти среди ненормальных боулдерингистов. Его вдохновляет все. У него сумасшедший график, семья, работа...  Он из тех, кто хочет сделать многое. Мы иногда хотим отдохнуть в отеле, но он всегда хочет что-то делать - давайте пойдем сюда, давайте пойдем туда. Он не умеет скучать».

Хейко добавляет: «Молодой активный папа, увлеченный и техничный скалолаз Клаус - веселый, надежный, не пунктуальный (но я его немного изменил), любит виски и иногда похож на ребенка. Мы все очень счастливы, что Клаус в нашей команде!»



И что отвечает Клаус на все это? Он утверждает, что любит валять дурака, но когда речь идет о работе, он серьезен на 100%, и он никогда не опоздает на сеанс. Я спросил, какой лучший комплимент он когда-либо получал.

Клаус: «Лучший комплимент сделала мне Алекс Пуччио. Это было в Париже на вечеринке после соревнований. Она сказала: «Клаус, да ты умеешь танцевать!»

 

 

captcha