Легенда скалолазания Рон Каук

 

Когда Рон Каук поднимается на одну из больших стен Йосемити, его артистизм не знает предела. Экономными движениями, с развивающимися до плеч волосами, он с безграничной энергией покоряет гранит. Белый гранит становится желтым в лучах солнца. Сжимая пальцы и клиня кулаки в щели, протискиваясь через узкие камины и проходя неуверенные лежачки монументальных стен долины Йосемити, Каук заканчивает маршрут в теплом свете середины дня.

Скалолазание никогда не было хобби для Каука, скорее неукротимой страстью, основой жизни и смыслом существования. Национальный парк Йосемити был его домом с 16 лет, когда он бросил школу в Редвуд-Сити и в поисках приключений переехал к подножиям гладких отвесных стен.

В первое лето в долине в 1974 году он повторил самый тяжелый маршрут тех дней. Он влюбился в легендарных скалолазов-альпинистов Ивона Шоунара и Рояла Роббинса, две иконы мужественности, которые до сих пор служат примером следующим поколениям. Их влияние не ограничивается скалолазанием, но также затрагивает экологию парка. Природа с ее гармонией стала школой Рона.

За год он смог взбудоражить скалолазный мир. Он совершил первое свободное прохождение Rostrum, безумно гладкой слегка нависающей стены на западе от Wawona Tunnel. А затем сошелся с легендарным скалолазом больших стен Джимом Бридвеллом, чтобы пролезть Geek Towers рядом с водопадом Йосемити, и заявил о первом свободном прохождении 370-метрового вертикального маршрута Astroman на восточной стене Washington Column.

В качестве члена поисково-спасательной службы парка и горной школы, он годами свободно жил в грязном и аляповатом лагере Camp 4 и установил новые стандарты боулдеринга, сделав первое прохождение Midnight Lightening и Thriller, а также коротких маршрутов Tales of Power и Separate Reality.

Новые маршруты также включали два первых прохождения на километровых стенах Эль-Капитана и экспедиции в разные места - от Пакистана до Мали. В течение трех десятилетий, которые он называет "декатлоном скалолазания", в которое входили ледолазание, скалолазание, большие стены, скоростное лазание и фри соло, он был одним из первых среди своих сверстников и наиболее почитаемым в Йосемити, если не во всем мире, скалолазом.

И за этим внушительным послужным списком скрывается прирожденный дух первооткрывателя, который позволил ему не только достигнуть безмятежного единства с природой, но и стать активным ее защитником.

В ужасе от разрушения прекрасных водопадов Fern Spring возле Pohono Bridge в низинах долины, Каук написал предложение и получил грант в размере 15 000 долларов  от фонда Йосемити на восстановление родника.

"Я нашел в воде все: от жвачек до костей. Все папоротники возле родника вытоптали. Посетители останавливались не для того, чтобы полюбоваться ручьем, а чтобы использовать его в качестве туалета," - рассказывает Каук.

С помощью гранта и служб парка, а также благодаря поддержке местного сообщества и друзей, Каук смог восстановить растительный мир родника. Небольшой водоем в виде каскада с водопадами снова стал достаточно чистым, чтобы пить из него.

"Все, что нам нужно делать - защищать и воспитывать. Вода - источник жизни", - говорит Каук, который получил наибольшую известность в качестве каскадера-скалолаза Голливуда, дублировавшего Сильвестра Сталлоне в фильме "Скалолаз" и Тома Круза в фильме "Миссия невыполнима 2". - "Мы надеемся, что наши усилия запустят волновой эффект и больше людей смогут сделать еще больше".

В 2003 году Каук опубликовал книгу "Дух скал" ("Spirit of The Rock" (Gibbs Smith)) - коллекцию наблюдений за людьми и природой времен его активного скалолазания. Два года спустя он вместе с режиссером Sterling Johnson стал продюсером фильма "Return To Balance - A Climber's Journey", 52-й документальной ленты, в которой лазание Каука объединено с его мыслями по поводу природы и общей обязанности заботиться о ней. Сейчас, в 50 лет, Рон живет в El Portal рядом со своим любимым национальным парком.

Одно из его первых воспоминаний:

Когда мне было 12, отчим повез нас с братом в Йосемити. Я смотрел вверх на Эль-Капитан и другие горы, и это было переворотом сознания. Мы поднялись по лестнице на вершину Half Dome. Мне нравилось заглядывать за край - это такие острые ощущения! 2 года спустя мы отправились в 20-дневный поход. Один из взрослых был скалолазом. Он взял с собой веревку и предложил мне попробовать маршрут. На самом деле он поспорил со мной на молочный коктейль, что я не сделаю этого. Я пролез маршрут. Каждый раз, когда я пью молочный коктейль, я думаю о том парне.

О значении Йосемити:

Я не возражаю против того, чтобы называть Йосемити одним из наиболее сакральных мест на планете. Я вижу, что здесь все живое. Это невероятная паутина жизни. Все на своем месте и все соединено. Мой друг Джерри Моффатт говорит, что Йосемити - это скалы Бога. Когда я впервые поселился здесь, я действительно верил, что это место позаботится обо мне, и научит меня быть счастливым и свободным. В 1997 г., когда случилось большое наводнение, не все было хорошо. Я сломал ногу. Я порвал отношения со своей девушкой. Спонсоры отказались от меня. Однажды я обнаружил себя у Merced River, смотрящим на Эль-Кап. Вид долины натолкнул меня на откровение. Я почувствовал особую связь с глубоким смыслом этого места. Я понял, что нас ничего не разделяет. Мои глаза наполнились слезами, но не из-за грусти, а от счастья. Я почувствовал гармонию. Я знал, что нашел свой путь домой. Даже в другие дни это чувство наполняло меня. Сидя в пробке, я ощущал момент, когда смотрел в реку и чувствовал красоту этого места и мою сопричастность этому. Йосемити всегда вам что-то говорит, и это не позволяет вам потеряться в жизненной суете.

О службе национального парка:

NPS были доступны все инструменты - бюджет, лучшие ученные - им нужно было найти баланс посещений и сохранения природы Йосемити. Поэтому так отвратительно видеть, что политики играют парком без глубокого духовного осознания. Можно подумать, что есть оправдание постоянному убийству медведей и горных львов или расширению дорог. Нам нужно исцелить и исправить эти раны. Сейчас Йосемити можно сравнить с театром, продающим 300 билетов, когда у него есть только 100 кресел. Очевидно, что слишком много людей приезжает на машинах в Йосемити.  NPS и люди, управляющие этим местом, должны понимать значение долины Йосемити, как сакрального природного места, а не места корпоративных и частных интересов.

О будущем Йосемити:

Актер Питер Койот описал его лучше всего во время разговора об окружающей среде. Он сказал, что мы все похожи на пассажиров Титаника. Мы знаем, что держим курс на айсберг, но все, что мы делаем - переставляем оборудование на палубе. Постыдно то, что происходит в Йосемити. Наш воздух не соответствует стандартам содержания ЭПГ смол. Дороги расширяют, машин становится больше, и все больше разворачивается строек. Так много из этого связано с удобством, но это удобство не для дикой природы. С реальностью, в которой убивают медведей в парке, явно что-то не так. Если политика парка позволяет неограниченное использование, должно соблюдаться правило: отдавать и брать. Мы просто слишком много берем.

Об охране окружающей среды:

Я предан идее защиты земли. Я считаю Землю источником жизни, и если не сохранить здоровой природу, мы не будем здоровыми. Есть более высокие законы, которые стоят над человеческими законами, и нам нужно учиться святости природы. Нужны осознанные перемены, растущее участие каждого. Люди, которые посещают Йосемити, должны приезжать с желанием принять участие в жизни парка. Все начинается с нас. У меня есть хорошие друзья, которые работают в службе парка. Я знаю, что они против этого. Мои друзья, следящие за соблюдением правопорядка в парке, считают, что если людям нужно учиться тому, как вести себя в библиотеке, откуда им знать, как себя вести в национальном парке? Я хочу поддерживать отношения с NPS, я сторонник разворачивания диалога, создания доверия и мировоззрения через образование и просвещение. Я хочу работать с людьми, чтобы помочь сделать Йосемити местом единения с природой.

О скалолазании:

Порой мне кажется, что коммерциализация говорит сама за себя. Поток медиа-внимания и коммерциализация приносит вред мировому скалолазанию. Мы многого смогли добиться, но я думаю, что более глубокий смысл самопознания и значения окружающей среды в скалолазании теряется из-за пустой суеты общества. Сейчас много людей лазит. Это может в большей степени превратиться в соревнование. Скалолазание должно быть уравновешено сложными задачами, уважением и ответственностью, которых всегда требует свобода.

О свободе:

Свобода определяет индивидуальность каждого. Так много нужно сделать, чтобы понять потенциал или найти простоту движения в собственном ритме, чтобы ощутить гармонию разума и тела. Свобода связана с обязанностью духа приключений делать все возможное. Эти скалы стояли здесь тысячи лет. Величайшие скалолазы, на самом деле, никогда ничего не покоряли. Они только объединили свой дух и скалы. Скалолазание связано с самопознанием. Нам нужен вызов, чтобы работать, а скалолазание позволило мне лучше взглянуть на себя и природу. Это свобода.

О страхе:

Скалолазание не столько связано со страхом, сколько с объединением разума, тела и духа. Я не думаю, что когда-то испытывал страх, во всяком случае, парализующий. В то же время я никогда не думал о себе как о смельчаке. Я делал все для собственной защиты. Я постоянно тренируюсь. Я занимаюсь - 100 подтягиваний на кончиках пальцев, отжимания и тренировки на собственном стенде, который я построил за домом - я похож на фанатика, но я не фанатик. В том смысле, что я действительно получаю удовольствие от тренировок. Я также слежу за телом. Это помогает держать эго в узде. Иногда нужно отступиться от маршрута, либо чтобы лучше подготовиться, либо когда тело говорит сделать что-то другое, вложить энергию в другую скалу. Скалы забавны - памятник времени, который создан, чтобы мы лучше поняли свое внутреннее состояние.

О возрасте:

Скалолазание - способ жизни, оно объединяет меня с природой и процессами, происходящими в ней. Это не линейный образ жизни. Это как семена, которые пускают корни в почву. Чем дальше вы идете, тем больше вы можете достигнуть гармонии с жизнью планеты. Часть старения - это обучение уважению и скромности и понимание, что дух не ограничен только телом.

О карьере профессионального скалолаза:

Годами я вел скромную жизнь на картошке, ореховом масле и меде. Это все, что требовалось для выживания и скалолазания. Я не мог быть еще счастливее, зарабатывая на жизнь скалолазанием. Это не продается. Я горжусь тем, что я посол Patagonia.  Patagonia взяла на себя обязательство заботиться об экологии. Они преданы своей работе по многим причинам. И мне нравится это.

О Голливуде:

Сталлоне был очень скромным. И у него отличное чувство юмора. Однажды, изучая движение, он сказал: "Дай мне передохнуть, у меня кружится голова в паре высоких ковбойских сапог". Круз впечатлил меня своей способностью имитировать скалолазные движения. Для такой мега звезды как он, он невероятно позитивен и очень дружелюбен.  David Lee Roth поднимался по лестнице для видео MTV. Это сильно отличалось от того, к чему он привык, но он собрался, чтобы пройти по краю. Ему это так понравилось, что в конце мы просто залезли еще несколько маршрутов. Мне всегда нравится общаться с людьми, достигшими вершин в своей игре, и изучать, как это им удалось.

О духе скал:

Природа - источник жизни. Я понял, что все природные создания обладают душой. Скалолазание и скалы прекрасно учат природе и познанию сущности. Скалолазание помогло мне достигнуть баланса с окружающей средой. Пришло время всем пообещать сделать Землю лучше, взять на себя разумное руководство для сохранения и защиты тех мест, где мы живем. Я надеюсь, что мои книга и фильм впитали дух Йосемити в поисках путей приобщения общества для улучшения экологических и социальных условий. Я надеюсь, что они вдохновят всех на большее уважение к Земле и, особенно, к духу скал.

 

Автор: Robert "Fro" Frohlich

Источник

Перевод: annamavka            

Фото на превью:  Chris Falkenstein 

 

 

captcha