Особенности платформенного быта

Для тех, кто собирается «докатиться» до многодневных стенных восхождений, всегда определенным препятствием служит необходимость брать с собой на восхождение платформу.

Так ли уж она нужна?

Перечислю тезисы «за»:

- качественно повесить платформу проще, чем организовать комфортную ночёвку на полке, которую нужно достраивать;

- ночёвка в платформе - это всегда ровная поверхность под боком, никакой «краеугольный камень» не будет беспокоить вас всю ночь;

- нет необходимости «привязываться» к рельефу, вы встаёте на ночёвку там, где это тактически обусловлено: в конце дня, под защитой нависания, как начало смеркаться;

- оборудование площадки под палатку требует до трёх часов рабочего времени, платформу же можно поставить с нуля за 20-25 минут;

- на следующий день не надо тратить время на прохождение перил на обработанных участках;

- вес платформы, современной, красноярской, около 7-8 кг, вес чехла для переноски платформы ещё 1,5 кг (я встречал платформу на 2-3 человек, весом 6,5 кг). Вес бухты веревки, которую вы возьмёте с собой для обработки маршрута, в среднем 3,5 кг. То есть планируя обрабатывать маршрут с полки, вы возьмёте 2 бухты перильной веревки и вот он, вес платформы без чехла;

 - кроме того, в платформе вы не находитесь в непосредственном контакте с землей, под вами воздух, а конвективная теплопередача гораздо менее эффективна, чем от более нагретого тела к менее нагретому;

Это я к чему. Зимой в платформе обычно хватает одного слоя пенок «Термарест» или даже «Ижевок» под спальник. Так что экономия ещё и на весе и объёме 3-4 ковриков.

Со стилем восхождения здесь тоже не всё так однозначно: с одной стороны, восхождение без платформы «облегчает» стиль, то есть вы меньше оборудуете под себя маршрут, а больше приспосабливаетесь сами. С другой стороны, обработку нескольких веревок с полки или с земли тоже нельзя назвать эталоном стиля. Здесь я бы предложил думать своей головой и выбирать, идти с платформой или без, исходя из особенностей маршрута и опыта команды.

Например, на Свободной Корее есть всего одна полка, позволяющая пройти маршрут без платформы - на Семилеткина, остальные маршруты такой «роскоши» не имеют.

Из всех платформ, что прошли через мои руки, наиболее совершенной конструкцией обладает красноярская платформа Школы ИТО. Она выпускается в 2,3,4-местном варианте. Она легче зарубежных аналогов (BD и Metolius) и имеет существенное на мой взгляд преимущество - она двухподвесная. Наличие двух точек подвески увеличивает «полезный» объём внутри платформы и делает её более стабильной.

А теперь просто поделюсь маленькими хитростями, необходимыми при установке платформы и не только:

- Платформу лучше устанавливать на максимально ровном вертикальном участке. Чем более пологий угол имеет стенка у которой устанавливается платформа, тем острее угол между скатом крыши и дном и, следовательно, меньше жизненное пространство. Если же платформа ляжет каркасом на выступ, то велика вероятность замять или погнуть трубу. Для установки платформы нужен ровный участок 2 м (ширина) * 2 м (высота).

- Стоит стремиться к тому, чтобы ваша ночевка была защищена нависанием или карнизом. Ведь в платформе вы иногда проводите 50% и более всего времени и это «неслабая» вероятность схватить камень или сосульку.

- Надо оставлять один край платформы не завешенным веревками и баулами. Или сбухтовать свободные концы веревок и повесить их как можно выше. Перед сном может захотеться в туалет, а простора то и нет!

-Устанавливая платформу, сразу озаботьтесь, откуда вы будете брать воду или лёд. Если под вами есть полка со льдом, лучше сразу сделать перила до неё или набрать лёд одному из свободных участников. И помните про необходимость набирать лёд утром, когда пойдете с вечера в туалет!

- Устилая ковриками дно платформы, лучше делать 5-10 см нахлёст, потому что ночью коврики всё равно сдвинутся и могут возникнуть щели, через которые будет холодить.

- Для тепла и комфорта, можно кинуть пуховики под спину, а мембрану проложить по стенкам палатки.

- Баул лучше оснастить регулируемой самостраховкой, чтобы можно было подвесить его на уровне, удобном для извлечения вещей. Чтобы не вылазить из платформы по пояс, пытаясь достать со дна баула дошик.

- Старайтесь не загружать карабины, на которых навешена платформа. И вообще, возьмите за правило: прежде чем что-то вщелкнуть, подумайте, как и в каком порядке будете выщелкивать и кому это может помешать.

- Многочисленное снаряжение лучше развешивать отдельно на петли или горизонтальный троллей, натянутый между двумя точками над коньком платформы, и мешаться не будет и выстёгивать удобно.

- Для того чтобы не качать маятник, разнося точки крепления платформы на 2 метра по горизонтали, воспользуйтесь дырочными или рельефными скайхуками: всего 5 минут и вы левее или правее исходной точки на 2 метра.

- Самой простой и надежной точкой для подвески платформы я считаю анкерный болт фирм hilti или fisher 8*45 мм или 8*52 мм, лучше двухклиновой. Естественно, лучше в качестве подстраховки иметь станцию. Большим преимуществом точек навески на анкерных болтах является то, что можно идеально выровнять платформу по горизонтали.

- Собираться утром нужно в том порядке, в каком будете работать на стене. Первым выходит лидер, развешивает на себя снаряжение, начинает работать, второй готовится, параллельно страхует. 

Если всего 3 участника, то второй и третий собирают платформу, чтобы ко времени, когда перила для второго будут готовы, платформа была уже собрана. 

Если у вас есть возможность пошить сумку для транспортировки платформы самостоятельно - сделайте её с молнией по всей длине, защищенной планкой. Это существенно упростит сборы-разборы.

- Заведите себе ремнабор на случай разрушения одной из труб каркаса или поломки дуги. 

Также часто страдает от камней тент. С собой обязательно должен быть «добрый» моток армированного скотча, трубы для шины, снаружи или вовнутрь (мы делали вставыш из нескольких трубок дуги), пассатижи или мультитул для того, чтобы обломить или подогнуть острые кромки скола торца трубы и напильник или надфиль, чтобы припилить скол. Также полезно иметь с собой клейкий материал для палатки тента (подойдут заплатки для параплана) и (или) ткань тента, нитки и клей (для больших повреждений).

Это всё что я могу сказать о платформах. (с)

 

Александр Парфёнов

МС по альпинизму, шестикратный чемпион России

 

captcha