La Sportiva
Каталог продукции
Категории статей
- Технологии (14)
- Скальные туфли (57)
- Ботинки (18)
- Кроссовки (27)
- Общие (218)
- Скитур (12)
- Рецензии (8)
Метки Убрать фильтр
Самые сложные щели в мире
Это был последний день восьминедельного путешествия в Канаду. Дидье Берто (Didier Berthod) уже переносил дату отлета, и всего через несколько часов он будет на борту самолета, летящего в родную Швейцарию. Питер Мортимер (Peter Mortimer), американский режиссер, тихо сидел на дереве, наблюдая за маршрутом. На Берто была наведена камера и глаза его увлеченного товарища по борьбе с Cobra Crack Сонни Троттера (Sonnie Trotter), местного скалолаза, который пробовал Кобру вместе с Берто, но недавно порезал руку ножом и отложил свои усилия.
Движения требуют силы и точности. Берто поднялся на 20 метров и едва поставил ногу на печально известный подхват под один палец. Здесь движение, которое почти невозможно себе представить, для которого нужно засунуть один палец в щель над собой и сделать длинное и мощное движение, и если проскользнуть, то можно оставить в щели всю кожу. Позже его яркая демонстрация расклада, во время которого он случайно сбил птицу, придется по нраву зрителям фильма.
Дидье слегка вздрогнул, вставляя средний палец в щель Кобры, подтянувшись на сухожильях, он достал удобный небольшой карманчик.
«Давай, Дидье, давай! Держи!» - кричал Мортимер.
Берто сейчас повторил свою лучшую попытку.Ему осталось только откинуться, взявшись за край щели. Здесь он качнулся, собирая силы и ловя момент инерции. Его движение стало вялым, и тело медленно отвалилось от скалы и все быстрее полетело вниз.
Крик разочарования прозвучал с обеих сторон - от режиссера и зрителей. Берто спустился на землю в подавленно состоянии.
«Вуаля! Ну что ж, выбор сделан», - сказал он, намекая на возвращение в Сквомиш в следующем году.
К сожалению, в следующем году он вернулся только, чтобы получить травму колена, не совместимую со скалолазанием. Сонни Троттер пролез Кобру в этом же июне. Вся история была запечатлена в фильме Мортимера «First Ascent» в 2006 для всего мира.
До привлекшего всеобщее внимание фильма о Cobra Crack щелевое лазание рассматривалась преимущественно как искусство, забытое во всем мире. В 1996 году Джонни Доус (Johnny Dawes), загадочный британский тред-скалолаз и первопроходец, впервые создал фильм The Best Forgotten Art, оплакивая утрату этого традиционного навыка.
С 1980-х лучшие скалолазы в мире сконцентрировали свои усилия на соревнованиях, лазании вертикалей и боулдеринге, и ремесло тяжелого лазания по щели исчезло. Поколение скалолазов, пришедшее со стендов в 1990-х, закрепило эту тенденцию, и пропасть между лазанием по стенам и щелям, которые игнорировались, только увеличивалась, так что сегодня щелевые маршруты самых тяжелых категорий все еще сильно отстают от мейнстрима скалолазания.
Но так было не всегда.
Если вы оглянетесь на историю скалолазания, станет очевидным, что самые тяжелые маршруты 1960-х и 1970-х часто шли по линиям щелей, так как страховка ограничивалась закладками и френдами. Европейская привычка пробивать скалы все еще не оказывала значительного влияния на категории сложности маршрутов. Такие маршруты, как Crack of Doom (7а), впервые пройденный Грегом Лоу (Greg Lowe) в 1965 г. и Paisano Overhang (7b+), пройденный Джоном Лонгом (John Long) в 1973 г. все еще не были пробиты.
Я вырос в Англии на журнальных фотографиях Тони Яниро (Tony Yaniro), прикрепленных с внутренней стороны школьного шкафчика, и боготворил землю, на которую ступала нога Томми Кодвелла (Tommy Caldwell). У меня был плакат, на котором он изображен проходящим Broken Brain (7b+) в Индиан Крик. Если вы спросите большинство щелевых скалолазов об их развитии, это распространенный образец. Для большинства из нас и сейчас путешествие в Америку входит в список желанных целей. Будучи европейцем, я наблюдал едва заметный сдвиг в этой тенденции за последнее десятилетие. Меня очень вдохновляет то, что сейчас и по эту сторону Атлантики мы видим скалолазов, предпринимающих усилия пролезть сложные щелевые маршруты.
Чтобы понять этот сдвиг, полезно узнать, с чего все началось. По мнению Рэй Жардин (Ray Jardine), современное лазание сложных щелевых маршрутов зародилось в Соединенных Штатах в середине 1970-х. Проект The Phoenix первым из многих маршрутов перешел рубеж 5.13. В течение следующих 5 лет такие маршруты, как Grand Illusion в Sugar, Калифорния, который впервые пролез Тони Яниро и Cosmic Derbis в Йосемити, пройденный впервые Биллом Прайсом (Bill Price), проходились с традиционным снаряжением и укрепляли категории. Медиа красочно описывали эти прохождения, благодаря чему сложилось впечатление, что мировые стандарты развиваются быстрей всего в Северной Америке.
В это же время европейские скалолазы раздвигали границы спортивного лазания и альпинизма; при этом в Азии, Африке и Австралии тред был очень слабо развит. К началу 1990-х годов сотни скалолазов в Северной Америке пролезли щелевые маршруты уровня 8а, хотя в Европе даже единичные прохождения такого уровня сложности считались достижением. Например, мое прохождение пальцевой щели Signora del Tampax (8а) в 2007 году в Италии посчитали достойным освещения в новостях, несмотря на то, что маршрут пробит и категория мягкая. Пока европейцы проходили более тяжелые спортивные маршруты в 1980-х и вначале 1990-х, американцы подсчитывали очки на традиционных маршрутах уровня 8а. Стив Хонг (Steve Hong), Стив Петро (Steve Petro) и Питер Крофт (Peter Croft) были среди тех, кто отодвигал границы до физиологически невозможного барьера такими маршрутами, как Sphinx Crack (8а), South Plate в Колорадо в 1982 г., Fiddler on the Roof (8a+/8b) в каньоне Фримонт в Вайоминге в 1987 г. и Excellent Adventure (8a+/8b) в Йосемити в 1987 году.
В новом тысячелетии мы увидели невероятный прорыв - пролаз щелевых маршрутов категории 8b+ с первым прохождением The Optimist и уже упомянутой Cobra Crack Бет Родден (Beth Rodden) и Сонни Троттером. Бет пролезла The Optimist в Смит Рок в 2005 г., а год спустя Сонни закрепил эту категорию на Cobra Crack в лучшем стиле, пройдя ее на своих точках, а не на шлямбурах. Большинство таких маршрутов видят мало повторений.
Скалолазам понадобилось немало усилий, чтобы пролезть потолок 8b, но как только это случилось, подобные маршруты (преимущественно пальцевые) стали появляться на всех типах скал. Новое поколение супергероев щелевого лазания в Северной Америке имеет за плечами серьезный опыт лазания в зале и спортивных маршрутов на скалах. Пройдя 8b на фанере или скалах, они легко приспосабливаются под профессиональное лазание щелей. Американцы Бет Родден, Мэтт Сегал (Matt Segal), Мэйсон Эрл (Mason Earle) и Роб Пайзем (Rob Pizem) и канадцы Пиви Уэлле ("Peewee" Ouellet) и Сонни Троттер продвигаются дальше в этой игре. Среди их маршрутов La Zebree (8b+) Уэлле в Вал Давид, Квебек; Orangutan (8b+) Сегала в Индепенденс Пасс, Колорадо, и Army of Dackness (8b) Пизема в Монумент Басин, Юта.
До 2003 года почти не было сложных щелевых маршрутов к востоку от Атлантики, пока Дидье Берто не только начал отодвигать мировые стандарты, но и, благодаря великолепной роли в First Ascent, популяризировал щелевое лазание с традиционным способом страховки.
Берто открыто говорил, что он считает нелепым пробивку щелей в Европе, и он начал войну против спортивного скалолазания, выдергивая шлямбура на самых тяжелых маршрутах и проектах.
Одним из них был Greenspit в долине Арко в Италии. Бегло упомянутая в First Ascent линия следует за ветвящейся щелью по потолку по скалам породы гнейс. Бертро решил, что шлямбура посягают на чистоту ее линии, так что он выдернул их и пролез маршрут в чистом стиле.
В конце фильма First Ascent он сказал вдохновляющие слова: «Когда лезете тред, вы не приспосабливаете скалу под себя. Просто тренируйтесь, чтобы быть способными противостоять скале».
Когда я увидел отрывок фильма в 2006 году, я понял, что однажды пролезу этот маршрут, чего бы мне это не стоило. Несколько лет спустя бельгийский скалолаз Нико Фаврес (Nico Favresse) и я оказались в Италии в одно и то же время, ожидая второго прохождения Greenspit. Фаврес ушел с победой в кармане всего после двух дней попыток, а я провел много бесплодных дней, падая на ключевом развороте на откидке. Радовало то, что было уже на два европейских скалолаза больше тех, кто хотел лазить щели 8b и были готовы отправиться в путешествие ради этого.
Благодаря тому, что усилия Стива Петро, Стива Хонга, Дидье Берто и других были хорошо освещены в медиа, небольшая революция смогла произойти за океаном. История лазания тяжелых щелевых маршрутов в Европе описывается забытыми линиями и прохождениями, которые часто становились известными только небольшому сообществу местных скалолазов.
Оглядываясь назад, можно увидеть, что в 1995 году Алессандро Манини (Alessandro Manini) пролез Denti Stretti (8b), пробитую пальцевую щель на скале Бальма между Швейцарией и Италией. Это прохождение было совершено за три года до того, как Хидетака Сузуки (Hidetaka Suzuki) совершил ошеломляющее первое прохождение Stingray (8b) в Джошуа Три, Калифорния. Манини долго работал над проектом красивой узкой щели по нависанию - и оставил Европе, а возможно, и всему миру один из самых тяжелых щелевых маршрутов. Только недавно эта линия увидела второе прохождение британским мастером треда Джеймсом Пирсоном (James Pearson), который пролез ее на своих точках. Он предложил категорию 8b+ - за ее сложность, а не потому, что он лез тред. Категория многих маршрутов Манини была повышена.
Отражением такой буйной активности в Италии стало развитие щелевого лазания в Скандинавии группой молодых и сильных скалолазов. Хотя хронологически они отставали от достижений Манини, они смогли пройти брутальные образцы щелевого лазания. Возможно, лидером этого развития стал Петер Ресторп (Petter Restorp). Как и легенда трещин и тренировок Америки Тони Яниро, Ресторп был невероятно силен. Многие из его сложнейших маршрутов, таких как Karlek (8b) и Double Trouble (8a+) отражают его силу, и, как и прохождения Манини, увидели повторения только много лет спустя. Первый повтор Karlek, расположенного в Bohuslan, состоялся в мае 2014 года благодаря Питу Витакеру. Пит, мой близкий друг и напарник, отлично лазящий щели, уже пролез некоторые из самых тяжелых и страшных щелевых маршрутов, такие как Century Crack (8c) в Юте и Dynamics of Changes (8b) - маршрут почти без болтов на песчанике в Британии. Ему все же понадобился целый месяц в Швеции, чтобы пролезть Karlek. В том же году Витакер пролез Cobra Crack.
В 2005 году американка отважилась отправиться в неизведанное. Пока мужчины-скалолазы лазили объем и проходили все больше маршрутов 8b и 8b+, Бет Родден прошла изумительную линию в Смит Рок. Ультратонкая щель The Optimist (8с) стала первым в мире щелевым маршрутом 8b+. The Optimist стал гигантским шагом вперед в лазании щелевых маршрутов.
После The Optimist была Cobra Crack в 2006 году, а потом Meltdown (8c+) в Йосемити в 2008 году снова в исполнении миниатюрной Родден. Для скалолазов Северной Америки это стало началом прорыва в щелевом лазании таких категорий, и Cobra Crack увидела многочисленные повторения североамериканцами (Мэтт Сегал, Вилл Стенхоуп и Этан Прингл) и иностранцами (Нико Фаврес и Юджи Хирояма). Но женское прохождение Meltdown, к сожалению, осталось без освещения прессой. Оно сопровождалось слухами о том, что нужны «очень тонкие пальцы» и это слишком тяжело даже для ее супруга Томми Кодвелла.
Тем временем американцы и европейцы отодвигали границы возможного. К 2008 году Европа снова стала отставать. Категории 8b и 8b+ были существенным достижением, и все меньше европейцев учились клиниться в щелях. Как мы видим в любом спорте, весь прогресс состоит в интеллектуальном развитии и уверенности, которые приводят к смене форм поведения, и всего нескольким увлеченным европейцам нужно поверить в себя, чтобы начать расширять границы.
Как сказал Фаврес: «В Северной Америке я нашел много того, что вдохновляет меня, так что очень важно съездить сюда. Это позволило мне получить некоторую уверенность в способности лазить щели, и в то же время увидеть, что мне еще многому нужно научиться, и это вдохновляет еще больше».
Понимая, как ощущается 8b+/8с на родине, европейцы смогли вернуться домой с уверенностью, что знают, как чувствуются тяжелые щели. После того, как я смог разложить силовой ключ, равный по сложности боулдерингу 7с, на Анне Курниковой, летом 2013 года я пролез первый щелевой маршрут 8b+ в долине Арко в Италии. И теперь я был уверен, что подобные проекты возможны в родной Великобритании.
Тот год я провел, фокусируясь на Cobra Crack. Я также хотел пройти чистым лазанием старую линию ИТО в Уэльсе. Мои отчаянные попытки не привели к успеху в Уэльсе, и понадобилась еще одна зима, чтобы я наконец-то смог ее пролезть в 2014 году.
Нико Фаврес с друзьями исследовали новые возможности Норвегии и нашли потрясающую стену. Когда Нико впервые увидел ее, он был ошеломлен. «Сначала я подумал, что Recovery Drink выглядит невозможно, но я знал, что будет очень круто, если я смогу пролезть ее».
Он никогда не сталкивался с такой непреклонной скалой. Многие другие сложные щелевые маршруты дают возможность отдохнуть. На Cobra тяжелые всего 15 движений, и хотя длина маршрута Meltdown 20 метров, сложное лазание составляет только две трети. В 2013 году Нико пролез Recovery Drink и не дал ему категории. Вместо этого он просто сказал, что для него этот маршрут был сложней Cobra Crack. Если Recovery Drink 8с+, то это сложнейший щелевой маршрут в Европе и, возможно, во всем мире.
Во время визита в Йосемити осенью 2014 году, Пит Витакер и я решили посвятить день знакомству с Meltdown. И хотя дать адекватную оценку маршруту за один день очень тяжело, совсем нетрудно понять, что он не прост. Почти каждое движение на маршруте - это борьба, нет никаких передышек, а ноги просто исчезают. К тому же во многих местах на маршруте их просто тяжело поднять в статике, потому что ноги нужно одновременно ставить в динамике. После нескольких часов работы над движениями мы с Питом ушли, сделав вдвоем только 10% маршрута, покачивая головами и только гадая о том, как вообще здесь можно сделать ключ.
Когда я спросил Ника Фаврес, почему он, несмотря на большой опыт, не дал категорию Recovery Drink, он рассказал о духе скалолазания. «Зачем нам обязательно нужны категории? Мне кажется, что присвоение категории этому маршруту уменьшит значимость пролаза для меня. Это не категория, это Recovery Drink».
Пока что оба маршрута - Recovery Drink и Meltdown - остаются не повторенными, а категорию им дали по оценкам очевидцев или «на глазок».
Кстати, одна из самых простых щелей на Profile Wall в Jossingfjord - 8b. «Profile Wall - одна из самых вдохновляющих скал, которые я видел, - говорит Массих. - Еще столько линий на ней ждут свободного прохождения».
У меня на родине в Англии еще столько не пройденных проектов. Всего лишь в часе езды от моего дома в Девоне есть стена, нависающая под углом 50 градусов с боулдерингом по пальцевой щели 8а. И я в конце лета преуспел на длинной щели по потолку, известной как The Hartland Roof Project. Долгое время я гадал, когда стандарты боулдеринга по щелям прорвут границу 8а, и The Kraken (8b) - всего лишь начало. В этой пещере есть еще одна не пройденная линия, которая несомненно будет оценена 8b+ или 8с.
Будущее щелевого лазания кроется в тренировках, но, в первую очередь, в головах тех, кто лазит на пределе. По всему миру есть проекты, для пролаза которых нужно время и вера.
Том Рэндал (Tom Randall), увлеченный путешествующий скалолаз, который прокладывает дорогу к щелевым маршрутам 9а+.
ТОП-5 Самых тяжелых щелевых маршрутов в Европе
Lapoterapia (8c), Оссо, Италия, Алессандро Манини, 2012
The Recovery Drink (возможно 8с+), Йосингфйорд, Норвегия, Нико Фаврес, 2013
Anna Kournikova (8b+), долина Арко, Италия, Том Рэндал, 2013
Pura Pura, (8с+), долина Арко, Италия, Том Рэндал, 2014
The Kraken (8b боулдеринг), Девон, Англия, Том Рэндал, 2015
ТОП-5 Самых тяжелых щелевых маршрутов в Северной Америке
The Optimist (8b+), Смит Рок, Орегон, Бет Родден, 2005
Cobra Crack (8b+), Сквомиш, Британская Колумбия, Сонни Троттер, 2006
Meltdown (8с), долина Йосемити, Калифорния, Бет Родден, 2008
Century Crack (8b+), Вайт Рим, Юта, Том Рэндал и Пит Витакер, 2011
Family Man (8b+), Скаха Блафс, Британская Колумбия, Сонни Троттер, 2014
Источник: Rock and Ice November 2015
Автор перевода: annamavka