La Sportiva
Каталог продукции
Категории статей
- Технологии (14)
- Скальные туфли (57)
- Ботинки (18)
- Кроссовки (27)
- Общие (218)
- Скитур (12)
- Рецензии (8)
Метки Убрать фильтр
Теория быстрых восхождений. Как ускориться на скалах
Как добиться скорости? Как подойти к такому уровню, когда достаточно сложная схема не будет обузой, не станет непреодолимой проблемой?
Как известно, в горах на подавляющем большинстве маршрутов используются две основные техники лазания. Это техника «свободного лазания» или, как часто ее называют модным словом, «трэд» и техника «искусственных точек опоры - ИТО». В этом материале мы рассмотрим технику работы на скальных маршрутах. Хотя основные принципы передвижения и страховки справедливы и для ледовых, микстовых и комбинированных восхождений.
Итак, не сложно представить себе маршрут, который вы пройдете, не доставая крюконог из рюкзака. Это маршруты 3-4 категории сложности (использована русская классификация) в большинстве горных районов. Но, чем дольше вы занимаетесь альпинизмом, тем сложнее линии, которые вам интересно было бы пройти. И уже начиная с маршрутов 4б-5а, вы начнете все чаще применять технику ИТО; чем выше будут эти категории, тем больше времени вы проводите в «стременах» (древний ИТО сленг).
При дальнейшем росте мастерства большинство скалолазов с высоким уровнем лазания стараются отодвинуть эту пропорцию обратно в сторону свободного прохождения сначала отдельных участков, а затем и всего маршрута. Таким образом, эти две основные техники проходят красной нитью через судьбу любого человека, связанного со скальным альпинизмом.
Предлагаем рассмотреть отдельно и более подробно каждую из этих техник, а также общие стороны и той и другой.
Что означает лазить свободным стилем? Какие у него составляющие?
- Это ваши скалолазные навыки, умение передвигаться по скале.
- Умение лазить трэдом. Лезть по скале и одновременно устанавливать надежные точки страховки.
- Умение работать с точками страховки, строить безопасные станции.
Первый пункт предполагает, что вы не новичок на скалах, и здесь все будет зависеть от вашего уровня лазания. Уровень есть уровень, и чем он выше, тем большее количество участков сложного рельефа вы сможете пройти. Тогда как слабым скалолазам здесь пришлось бы итошить. Это, в свою очередь, создаст хороший выигрыш во времени, что в конечном итоге приведет быстрому прохождению маршрута в целом.
Далее, умение лазить трэдом предполагает не только высокий уровень скалолазной подготовки, но и умение работать с «железом»: грамотная, точная и быстрая установка элементов страховки сэкономит много сил, времени и нервов. А хорошие, надежно построенные станции повысят уровень безопасности команды.
Что касается скорости восхождения - ее определяет в конечном итоге фактор свободного лазания, но это не только вопрос стиля или выигрыша в соревнованиях, а во многом вопрос тактической безопасности на восхождении. Попасть в ограниченное по времени погодное окно, а не работать сутками под дождем и снегом или долезть до полки с удобной ночевкой, а не ночевать в беседке - вопрос, конечно, не праздный.
В любом случае, если лидер в команде владеет навыками свободного лазания, это большой плюс к скорости прохождения маршрута.
Что такое техника ИТО - искусственные точки опоры?
- Это, прежде всего, умение работать с железом: закладки, крючья френды и т.д.
- Знание нюансов передвижения с точки на точку с использованием лесенок и применением крюкопуза.
- Умение экономить железо с целью прохождения более длинного участка рельефа с полным набором разнообразных точек страховки.
- Умение строить безопасные станции.
Техника ИТО предполагает неспешное лазание, основанное на переходе с точки на точку с помощью лесенок и других приспособлений. Считается медленным и надежным стилем. Но без него никак не обойдешься на сложных маршрутах и в условиях зимнего лазания. Однако, хотя ИТО считается медленным стилем, люди с разной подготовкой могут пролезть один и тот же участок с разным временем, причем у своеобразных адептов ИТО и тех, кто не часто встает в крюконоги, время прохождения может различаться в два-три раза. В чем тут дело?
Во-первых, роль играет время на установку точки. У людей с устойчивым навыком работы с основными точками страховки это время минимально. Они «кладут» точки, что называется, в одно касание. Увидел подходящее место, отщелкнул нужный номер, установил, встал. Все. У них нет ошибок с выбором вида или номера элемента. А самое главное, нет сомнений в надежности точки.
Во-вторых, на скорость сильно влияет эффективное использование скальных фиф. Время на их установку еще меньше, а наличие фактически на любом виде скальной породы тонкого рельефа минимизирует время на поиск места этой установки.
Что касается работы с лесенками, то на скорость прохождения маршрута могут серьезно повлиять следующие типичные ошибки:
- неполное использование длины лесенки. Многие, особенно те, кто только начал осваивать эту технику, предпочитают стоять в нижних кольцах или ступеньках лесенки, когда можно подойти в верхние и увеличить высоту подъёма.
- постоянная путаница лесенок с остальным снаряжением.
Умение экономить железо. Согласитесь, если вы уверены в своих точках, то не станете оставлять каждую точку для страховки. А оставлять будете точку через один или два шага. Это позволит вам использовать драгоценные «быстрые френды» для дальнейшего лазания.
Грамотное и быстрое построение станций. Как уже говорили, грамотно построенная станция, это, прежде всего, безопасность команды. А если она еще построена быстро, то это огромный плюс к скорости. Поэтому необходимо строить станции не тогда, когда у вас осталось с собой две точки и кончилась веревка и надо долго придумывать что-то, чтобы получилась надежная станция, а в удобном безопасном месте в районе 45-60-го метра вашей веревки.
Естественно, нужно следовать правилу: внешние условия (рельеф, погода, ваша подготовка и т.д.) определяют технику восхождения.
Комбинируя эти два стиля лазания, мы получим оптимальное по времени восхождение. Во внимание пока не берем восхождения, где целью ставится прохождение только свободным лазанием.
Денис Прокофьев, МС по альпинизму, организатор и инструктор проекта «Школа ИТО на Столбах»