Только между нами

Ветер завывает и подбрасывает снег вверх. В такие моменты маркировка тропы едва видна, хоть красные знаки прибиты высоко на столбах. По счастью, на нашем участке маршрута разметочные столбы установлены каждые 50 метров. В горной части Швеции их можно повстречать везде, и сориентироваться без них порой бывает очень трудно. Сегодня в действительности все не так уж плохо. Какое-то время нам пришлось идти против ветра, но нам не привыкать к суровым условиям. И погода, наконец, успокоилась, а тучи разошлись. И то, что мы увидели после непростого дня в горах, было воплощением мечты.

Мы отправились в горы Силарна вместе с Генрихом Вестлингом (Henrik Westling) и Йоханом Ранбрантом (Johan Ranbrandt), чтобы исследовать южный горный регион Швеции, который находится примерно в 700 км на север от столицы Стокгольма в провинции Емтланд. Генрих и Йохан -- мои давние друзья, и они хорошо знают этот регион, так что я не мог представить для себя лучшего занятия в конце апреля, чем отправиться с ними на пару дней в поход.

Через несколько километров несложного пути мы очутились в подковообразной долине Темпл. Крутые горы окружали нас со всех сторон, образуя внушительный амфитеатр. Мы чувствуем себя крошечными актерами на огромной сцене. Ближайшая трасса находится в 20 км отсюда. Только звук скольжения наших лыж нарушает царящую здесь тишину. Во всей округе -- ни одной живой души, и у нас появляется ощущение, что массив принадлежит только нам.

Вовсе не ожидаешь повстречать столь крутые, пусть и не такие высокие как Альпы, горы посреди Швеции. Зато запас светлого времени суток обеспечивает нам достаточный "запас прочности". Сегодня мы хотим подняться на высочайшую точку массива высотой 1728 метров, и несмотря на то, что мы вышли рано, очень хорошо, что на высоте 64 градуса в это время года солнце заходит поздно. Потому что самое сложное ждёт нас впереди.

Уютный бастион против холода

Вчера мы прошли 16 км от конца трассы в Столурвоне (Storulvån) до горной станции Силарна, уютного бастиона от холода и нашей штаб-квартиры на следующие несколько дней. Несмотря на то, что уклон был небольшой, перемещались мы небыстро, потому что выше линии деревьев даже небольшой ветер сильно тормозит продвижение вперед. Чтобы добраться с тяжелыми рюкзаками до горной станции потребовалось около 4 часов.

Первая хижина появилась здесь усилиями шведского туристического сообщества еще в 1890-х годах. Это было время первого всплеска популярности альпинизма и горного туризма в Швеции. Тогда это была небольшая примитивная постройка. Сейчас она разрослась в горный приют на 100 мест. Современный, недавно отреставрированный комплекс предоставляет гостям на выбор отдельные и общие номера -- от 2 до 16 кроватей в комнате. По вечерам можно заглянуть в ресторан, где в меню только органические ингредиенты, мясо лося и оленя, чему я был несказанно рад. В бесснежное время года хижина тоже работает. Она находится на высоте 1035 метров на пересечении разных троп, ведущих от других горных хижин Швеции и Норвегии.

Генрих показывает на крутые склоны в конце долины. Многие маршруты в Силарне предполагают определенную долю альпинизма, поэтому у нас собой целый набор снаряжения: кошки, страховочные системы, веревка и ледоруб. В таком отдаленном районе не стоит лишний раз идти на риск. К тому же склоны здесь довольно крутые (35-45  градусов).

Час спустя мы поднялись на 400 метров от подножия долины с ее северной стороны. Неожиданно нам пришлось сильно замедлить темп, передвигаясь аккуратно траверсом по насту на крутом склоне. "Время надевать кошки. Тут нельзя падать", сказал Генрих, показывая на острые скалы под нами. Помимо этого мы с Генрихом связались, это меня успокоило, и я смог насладиться простым лазанием, а не бояться за свою жизнь. К тому же скорость и эффективность движения заметно выросли.

Вскоре мы стояли на первой вершине долины Темпл на высоте 1550 метров, ловя ощущение простора и незащищенности, которое создавал уходящий круто вниз от наших ног кулуар. Видимость была отличная. Внизу в долине можно было рассмотреть горную станцию Сторулвон, где мы вчера стартовали. Вокруг одни холмы и гребень, по которому мы поднимались. Он напоминает плавник акулы. Мне хочется себя ущипнуть: неужели я действительно в Швеции? Моя родина не считается Меккой альпинизма, потому что большей частью это -- ровная, словно блин, страна. Тем не менее, одно из любимых зимних занятий тут - это катание на лыжах.

Когда проезжал Стенмарк, все замирали

Всемирный бум на зимние виды спорта 1980-х распространился также и на Швецию. Ингемар Стенмарк был одним из наиболее знаменитых лыжников в истории спорта, и когда он где-то появлялся, то все офисы, школы и даже весь край замирал, чтобы посмотреть на него. Неожиданно все захотели научиться кататься на лыжах, появилось множество горнолыжных курортов, а катание на лыжах стало популярным.

Скитур в настоящее время обрел еще большую популярность, ведь он как нельзя лучше подходит для покатых пейзажей Швеции. Всего 10 лет назад, к примеру, в Силарну приезжало намного меньше поклонников скитура -- мало кто проявлял желание взвалить на плечи снаряжение, тогда намного более тяжелое, чтобы покататься в труднодоступном месте. Сегодня на горной станции Силарны любителей скитура приветствуют каждые выходные. После небольшого перекуса с чаем мы немного сдюльферяли только затем, чтобы залезть по еще более крутому склону на следующую вершину хребта. Наверху Генрих разделил плитку шоколада на три части, и ее вкус был божественным. Мы обсудили варианты спуска. Норвежская граница находилась всего в паре сотне метров от нас, и линия нашего маршрута действительно оканчивалась уже в другой стране. В голове не укладывалось, что ближайший фьорд врезается в сушу всего в 80 км от нас в Тронхейме.

Взглянув на часы, мы приняли решение возвращаться назад в долину Темпл. Ветер сдул вчерашний свежевыпавший снег на северную сторону хребта, и даже если его глубина была всего пару сантиметров, он выглядел ровным и весьма привлекательным. Генрих поехал первым, а я последовал за ним, так как он был в нашей команде главным. Вначале я делал частые развороты, чтобы лучше почувствовать снег, но как только я убедился в надежности снежного покрова, я стал закладывать долгие петли, и скорость наросла сама по себе. Что за превосходное чувство -- насладиться единым затяжным красивым спуском назад в долину на станцию Силарна, где нас ждал ужин.

Информация о путешествиях в массив Силарна, Швеция

Логистика

Из Остерзунда (Швеция) или Тронхейма (Норвегия) на поезде или автобусе до станции Дювед. Оттуда идут автобусы 00 46/46 6 47/7 04 77 в направлении горной станции Сторулвон. Дальше путь лежит на лыжах к горной станции Силарна: 16 км.

Сезон

Лучше всего в марте и апреле

Размещение

Горная станция Силарна

Туры

Slotts Couloir, уровень сложности -- легкий

Slotts Couloir -- это лучший вариант, когда погода не позволяет отправиться в более сложные туры в этом регионе. Подъем идет вдоль размеченного кулуара по северной стороне горы Слоттет (Slottet), и по этому же пути проходит спуск. В хорошую погоду можно продолжить подъем до вершины и, соответственно, удлинить спуск. Путь до вершины занимает около 3 часов. Расстояние: 6-9 км, зависит от того, подниматься или нет на вершину. Угол наклона: 30°.

Martins Run, уровень сложности -- средний

Классика Силарны, которая начинается с прогулки по долине Slottet и идет мимо вершины Syltjärn (1276 метров) и в направлении хребта. На последнем участке необходимо снять лыжи, так как подъем становится слишком крутым. Наверху в разрывах облаков открывается захватывающий дух вид. Спуск проходит по диретиссиме в долину Тепмл, и хотя вначале он довольно крутой, затем угол наклона становится более приятным. Перепад высот: 550 метров. Длительность: 4 часа. Расстояние: 8-9 км. Угол наклона: 35°.

X-Files-Storsola-Gipfel, уровень сложности -- высокий

Самый простой маршрут на гору Сторсола (Storsola) проходит по хребту Экорр (Ekorr), довольно узкому и крутому. Более техничная альтернатива идет через вершины Темпл, и для этого маршрута понадобятся веревка, страховочная система, ледоруб и кошки. Как только вы окажитесь на вершине, X-Files превратятся в невероятную линию, уходящую на восток прямо вдоль линии диретиссимы. Вверху крутизна этой линии достигает 45°, ниже спуск становится более пологим. Иногда на вершине образуется заметный карниз, но часто на нее все равно можно подняться сбоку. Перепад высоты: 700 м. Продолжительность: 3 часа. Расстояние: 13 км. Максимальный угол наклона: 45°.