Знакомство с Каравшином

Я уже давно не чувствую себя альпинистом. Скалолазом – да. Иногда бываю бейсджампером, роупджампером, путешественником. Но точно не альпинистом. Всё это осталось как будто в прошлой жизни, к которой, к слову, очень приятно вернуться. Вернуться и понять, что тут так же хорошо, как и раньше. И тебя помнят и узнают. Всё так, как будто и не было столь долгого перерыва. Просто когда-то ты волей случая нажал на кнопку “PAUSE”, а теперь снова на “PLAY”.

Пролог:

Каравшин – район мечты, в который я хотел попасть больше десяти лет. Когда-то давно такая поездка была бы естественным продолжением моей альпинистской жизни, а теперь это скорее выход в другую реальность. Я настолько отвык от подобных выездов, что на старте чувствовал себя новичком, который впервые собрался в горы. Что взять? Куда лезть? С одной стороны, хотелось без лишнего напряга полазать классические маршруты, которые точно можно пройти без ИТО. С другой - сделать что-то эдакое. Но что? Снова сел читать уже хорошо знакомые отчёты прошлых лет, выбирать маршруты. А в голове всё крутился траверс пиков Асан – Усен – 4810 – 1000-летия крещения Руси – Котина, о котором как-то раз обмолвился мой друг Костя Яэмурд. Были мы тогда в Патагонии и это был год, когда Хоннольд и Кэдвелл прошли траверс массива Фитц-Рой. В общем, тема траверсов была на слуху и мне такая идея пришлась по душе. Ведь прохождение такого маршрута обещало не только много лазания, но и не один вечер где-то на гребне с джет-бойлом в руках и закатом перед глазами. Романтика! Прокручивая всё это в голове, решил, что нужно готовиться ко всему сразу. Тем более Кирилл, мой напарник, до этой поездки был мне мало знаком, да и таких стен никогда не лазал. Надо было ещё понять, что от него ждать в больших горах.

Часть 1: Жёлтая стена (3800 м). Маршрут Солонникова (5А, 600 м, max 6c)

Вечер. Мы поднялись на последний на нашем пути перевал и перед нами открылся вид на хорошо знакомые мне стены, о которых я столько читал, но ещё ни разу не видел в живую. Вон пик Слесова, а рядом с ним – Ортотюбек. Правее из-за гребня выглядывает вершина пика Котина и 1000-летия крещения Руси. Восторг! Хочется поскорее спуститься и посмотреть на всё это великолепие снизу, ощутить масштаб этих стен. Полезть…

Первый взгляд на Каравшин.

В районе мы в первый раз, поэтому решаем не мудрить и лезть золотую классику. А это значит, что разминаться идём на Жёлтую стену. Перебираемся на другой берег реки и, позёвывая, топаем к началу маршрута. Оделись, ввязались, полезли. Спустя 3 часа 20 минут любуемся открывшейся с вершины панорамой. Спрашиваю Кирилла, как ему на вид траверс, который мне так хотелось сходить. Точного ответа не помню, но становится ясно, что туда мы не полезем и стоит переходить к плану «Б».

На вершине Жёлтой стены.

Часть 2: Асан (4230 м). Маршрут Альперина (5Б, 900 м, max 6c)

Несмотря на то, что нас немного горнит, решаем пойти на Асан в эту же ночь. Просыпаемся в 3:30, завтракаем и уходим в темноту. Минут через десять начинается дождь, и мы поворачиваем обратно, довольные перспективой снова закутаться в тёплый спальник и наконец-то выспаться.

Пик Асан.

Спустя сутки история повторяется, но в этот раз небо сверкает звёздами и у нас не остаётся поводов вернуться в палатку. Спустя два с половиной часа стоим под маршрутом. Холод лютый! Развесили снаряжение, попытались разогреться взмахами рук и полезли. Выбрали вариант прямиком через контрфорс по трещине под пятый и шестой камалот. Оригинальный маршрут легче, но на мой взгляд этот оффвидс – лучшая часть маршрута и пропустить его я не мог. Следующие сто метров были достаточно однообразными, но было так здорово раствориться в этих повторяющихся действиях: поднялся сам, поднял за собой единственный пятый камалот, взглянул на заснеженный пик Пирамидальный, повторил всё снова.

Offwidth в начале маршрута Альперина.

Потом были камины, отколы, углы. Затем первым полез Кирилл, а мне достался «большой» рюкзак, который добавил остроты в прохождение карниза, из-под которого нужно было выкатить через пятку на пологую часть скалы. Ох и знатно же я там застрял! Оказался в положении, в котором не мог шевельнуться ни вперёд, ни назад и в какой-то момент мне казалось, что единственный вариант выбраться из этой западни – это свалиться через бок и повиснуть на верёвке. Но это же не спортивно! Стиснув зубы и согнувшись в три погибели, я всё-таки выбрался из этого карнизного плена. Ну а дальше снова начались углы, отколы. А ещё чуть позже начался снегопад и нас так плотно накрыло облаком, что порой видимость ограничивалась десятью метрами. Наш темп резко упал и на вершине мы оказались в 18:30. Позже, чем планировали, но всё ещё терпимо для того, чтобы успеть спуститься вниз.

Offwidth в верхней части маршрута.

Маршрут мы хотели пролезть за день из лагеря в лагерь и бивак с собой не брали. Не вышло. Произошло это отчасти из-за погоды, отчасти из-за собственной глупости, отчасти из-за неточного описания спуска, которое мы взяли с собой. В итоге мы спустились в другую сторону и плутая в облаках, не сразу поняли, что совершили ошибку. Спустя три часа мы снова стояли на вершине и думали, куда-же нам всё-таки идти? В этот раз логика подсказала нам правильный путь, что подтверждали в изобилии попадающиеся спусковые станции. Только вот радость продолжалась не долго: в темноте, в метель, нам было не видно плеча, которое находилось слева и на которое мы должны были попасть. А в описании просто говорилось, что до него восемь дюльферов. В общем, после девятого дюльфера надежды оказаться на плече растаяли. Вокруг, насколько позволяла видимость, были только покрытые снегом и льдом стены. Вскарабкавшись на небольшое скальное плечо, решили, что с нас хватит и вообще, утро вечера мудренее. Побросав под себя всё, что было, и укутавшись в золотистое спасательное одеяло, выданное накануне Игорем, улеглись спать (Первый раз в жизни пользовался таким одеялом и если быть честным, то был удивлён его эффективностью. Теперь всегда буду брать такое с собой). Открыв в очередной раз глаза, я с удивлением обнаружил, что вокруг светло. Ох, и красиво же было! Полюбовавшись видом, разминаем затёкшие конечности и едем вниз, где встречаем выдвинувшихся нам на встречу парней. Чай, печенье с конфетами, рассказы о наших приключениях и дальше в путь, в лагерь.

Наша «кровать».

ЧЧасть 3: Пик Слесова (4240 м). Маршрут Perestroika crack (5Б, 900 метров, max 7б)

Спустя несколько дней переходим в ущелье Ак-Су, под пик Слесова. Лезем на Перестройку! Линия, без которой нельзя уезжать из Каравшина. Ещё в юности я читал как на неё залезла Линн Хилл, а потом с завистью слушал рассказы товарищей, которые уже успели на ней побывать.

Пик Слесова.

Мы знали, что этот маршрут ходили из лагеря в лагерь как минимум дважды: Джек с Волосатым и какие-то американцы. Начали обсуждать, нужны ли нам такие геройства или лучше залезть четыре верёвки на плечо и переночевать там, как это делают другие. Пока думали и собирались, решать уже было нечего – в лагерь Ак-Су мы пришли в сумерках и легли спать. В 3:30 нас разбудил будильник и понеслось.

Под маршрутом.

19 часов из лагеря в лагерь. Лезли быстро, но без суеты. Оба. Верёвки пролетали одна за другой. Огромное эстетическое удовольствие принесла трещина, в честь которой маршрут получил своё название: 300 метров приятного, не напряжённого лазания – самое то, чтобы размяться.

Perestroika crack.

Потом словили острых ощущений на оффвидсе, так как взяли с собой только один пятый камалот, который для этой щели оказался явно маловат. Спортивного интереса добавили ключевые веревки, которые оцениваются в 7а-7б. На второй я даже попытался свалиться, но вовремя увидел зацепку за углом, которая спасла меня от необходимости повторно лезть этот участок.

Кирилл на первом ключе.

Последним ярким моментом был переход из трещины в большой внутренний угол, который проходил через гладкую стеночку с очень маленькими зацепками и ногами на трении. Упираешь ногу в стену, смотришь на большую зацепку, до которой нужно дотянуться, вдавливаешь пальцы рук в маленький откольчик и начинаешь аккуратно накатывать. А под тобой уже почти километр…

Вершина!


Часть 4: Пик Одессы (4810 м). Маршрут Назарова (5Б, 700 метров, max 6a/b)

После восхождения на Асан у Кирилла начались проблемы с пальцами. После Перестройки всё стало ещё хуже и спустившись с пика Слесова мы пошли «домой» зализывать раны.

В лагере встречаем парней и слушаем их рассказы о том, как они маршрут Тимофеева на Асан сходили.

Игорь и Паша после маршрута Тимофеева напик Асан.

Следующие дни я боролся с бесами внутри меня. Кирилл из-за своих рук немного скис и по началу никуда больше лезть не хотел. А у нас ещё добрая треть и без того короткой поездки оставалась. Лёжа в палатке я то и дело порывался полезть куда-нибудь без верёвки. Читал описания, потом осаживал себя мыслью о том, что дома ждёт жена, сын и вообще, слишком много друзей разбилось в последние годы и риск с моей стороны сейчас совершенно не уместен. Успокаивался, брал в руки книгу, а через пол часа всё начиналось по новой. Никак мне было не совладать со своей страстью, а ведь когда собирался в горы хотел просто полазать на расслабоне… Отбросив мысли о free solo в сторону решил, что лучше уж прогуляюсь к Пирамидальному, Птице или ещё куда. Но тут Кирюха заявил, что на многодневное восхождение он не готов, но вот слазать что-то за день – пожалуйста! Он, конечно, думал о Жёлтой или Серебряной стене, до которых из лагеря рукой подать. Но я в ответ предложил ему сходить Назарова на 4810. Маршрут на один день, но в добавок к нему ещё день подхода и день на возвращение. Самое оно, чтобы скоротать время до отъезда. Да и вершина знаковая…

Пик Одессы (4810).

Маршрут, если быть честным, мне не понравился: лазание настолько простое, что флисовые перчатки я снял лишь в двух местах, а на стене много живых камней и гудящих нашлёпок. Да и подход под него - то ещё приключение! Ноги стоптали по самые колени. Зато это восхождение больше остальных напомнило мне настоящий альпинизм: солнце, морозный воздух, высота… Было никак не заставить себя лезть быстро, но даже в расслабленном темпе к середине дня мы стояли на вершине. Из всего маршрута ярко запомнился только один участок, уже перед самым вылазом на гребень. Это была косая щель-угол, с пологой гранью справа и нависающей стенкой слева. Идти ногами по стене было страшно, так как падение не сулило ничего хорошего, а зацеп под ноги не было. Можно было залезть в щель, но вот лезть по ней вверх уже не получалось. Решение оказалось простым и элегантным – я развернулся на 180 градусов и полез спиной вперёд.

Вершина!

Традиционная фотосессия на вершине, шоколадки, орехи и начинаем спуск вниз к палатке. Утром просыпаемся с ощущением, что поездка подошла к концу и теперь у нас начинается долгая дорога домой: день до лагеря, два дня с караваном до Узгуруша, день на машине до Оша, откуда ранним утром на самолёте в Питер.

Наш уютный домик.

Эпилог:

Две недели в горах – это очень мало, но и этого достаточно, чтобы хорошенько полазать. Главное сильно не расслабляться и ловить погоду. Понравилось ли мне в Каравшине? Очень! Хочу ли я туда вернуться? Однозначно! Правда вот не знаю, когда. В последнее время хочется принести в жизнь как можно больше разнообразия, ведь на планете столько необычных и красивых мест, в которых хотелось бы побывать. Но так я думаю сейчас, а что будет через год – посмотрим.

Игорь, Паша, Кузя, Жора — спасибо вам за компанию. Вы классные!

Слева направо: Паша, Жора, Кузя, Игорь.

Лазаю при поддержке:

La Sportiva — Innovation With Passion

Нефёдов Андрей.

12.09.2019

captcha